С 1 ноября в России вступили в полную силу новые правила, согласно которым любой автомобилист может воспользоваться упрощенной процедурой оформления ДТП без сотрудников ГИББД и получать выплаты в своей страховой компании.
Система прямого возмещения убытков (ПВУ) предоставляет автомобилистам, понесшим ущерб при ДТП, право обратиться за страховым возмещением в ту страховую компанию, с которой у них заключен договор ОСАГО, а не в страховую компанию виновника ДТП. Ранее система ПВУ работала в тестовом режиме - она распространялась только на граждан, купивших автостраховку, начиная с 1 марта 2009 года. Теперь же упрощенная форма будет распространяться на всех автовладельцев.
Правила действуют, если в аварии пострадали не более двух автомобилей, ущерб причинен только "железу", а у водителей нет разногласий. Правда, надо иметь в виду, что максимальная сумма возмещения ущерба от страховой компании в этом случае не превысит 25 тыс. рублей. Так что, если водители не уверены, что автомобили получили лишь несущественные повреждения, лучше действовать по старинке, считают эксперты.
По словам заместителя начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации, Владимира Кузина, нововведения в ОСАГО могут разгрузить автоинспекторов и позволить им больше времени уделять непосредственно организации дорожного движения.
В то же время в государственной автоинспекции нет данных о том, сколько автовладельцев уже успели воспользоваться упрощенной схемой оформления ДТП, сообщает Автоволк.ru. "У нас, к сожалению, нет информации, сколько с первого марта обратилось за возмещением страхового ущерба участников ДТП, оформлявших документы для получения страховой выплаты без участия уполномоченных на то сотрудников милиции", - отметил Кузин.
Что касается выплат в рамках ПВУ, то они с начала действия поправок составляют всего 1% от общего объема выплат по ОСАГО, правда, их доля растет в геометрической прогрессии, цитирует члена президиума российской страховой ассоциации Сергея Саркисова.
Напомним, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в России появилось 1 июля 2003 года. Сумма выплат по рискам жизни и здоровья участников ДТП установлена в размере 160 тыс. рублей на каждого пострадавшего, лимит выплат по "железу" составляет 120 тыс рублей.
Подобные виды страхования действуют во многих странах мира - например, "зелёная карта" в Европе и ряде других стран. Особенностями "автогражданки" в России являются её привязка к автомобилю (в противоположность водителю), государственное установление правил страхования и государственное регулирование тарифов.
Отметим, что сейчас у автомобилистов есть выбор - пойти к своему страховщику или же воспользоваться в добровольном порядке, и обратиться в страховую компанию виновника дорожно-транспортного происшествия. Однако на рынке уже действуют недобросовестные компании, которые селекционируют убытки: если убыток незначительный, то менеджер собственной страховой компании отправляет документы клиента в систему прямого урегулирования, а при значительных повреждениях - в компанию, где застрахован виновник ДТП.
В данный момент страховщики готовят поправки к закону об ОСАГО о введении безальтернативного ПВУ. При такой схеме потерпевший в аварии сможет обращаться за выплатой только к своему страховщику обязательной "автогражданки